КЛФ «Запределье»
Официальный сайт клуба любителей фантастики г. Воскресенска. (v.2.0)
Вернуться к современной версии
Новости  |  Библиотека  |  Галерея  |  Гостевая книга
Леонард Поляков

О цикле «Отрок»

Отрок…
Сразу хочу провести параллель, которая покажет мое отношение к этому роману — «Петр Первый» Алексея Толстого…
Почему? — спросите Вы.
Многие романы о параллельной истории рассказывают как в прошлом появился СуперЧеловек и начал показывать местным аборигенам превосходство технологий 20-го века или даже технологий пришельцев (цикл Одиссей покидает Итаку» — Звягинцева)…
А здесь другое — здесь автор пытается создать модель модернизации русского общества до уровня феодализма. Никаких роботов-андроидов, никаких истребителей И-15 с турбомотором и фюзеляжем из углепластика, а равно и никаких «ассирийских танков у врат Мемфиса» (см. роман Михаила Ахманова)…
Что пытался описать в романе «Петр Первый» Толстой? Да попытку Петра модернизировать Россию, ибо в том виде в каком она существовала — она нежизнеспособна!..
Если бы реформы Петра проводил от его имени взрослый мужчина с именем и авторитетом — его бы, этого реформатора, засмеяли бы…типа «мужик головой заболел)))»…
А вот забавы Петра с потешными восприняли как игру… а потом уже это переросло в реальные реформы… а «потешные» стали опорой Петра…
Автор это понимает, и маскирует главного героя под подростка 13-ти лет. А в придачу дает ему деда Корнея — тоже правильный ход. С одной стороны — реформы освящены одобрением старейшины рода и поселения, а с другой — если что и не получится — «чудят и дед, и малец, так и какой с них спрос» — реформы вызовут добрую усмешку, а не злобу… по крайней мере в начале…
Причем автор и сам не до конца понимает в начале книги как и что реформировать — он ведь и сам не очень понимает русскую действительность 12-го века.
Я думаю что автор сам по ходу книги (и это видно по развитию Мишки) лучше начинает понимать что и как было на Руси в начале 12-го века.
Отсюда и обсуждение разных вариантов развития:
от православного ордена в начале, то есть, создание религиозно-феодального государства под покровительством РПЦ (аналог Ватикана), до создания самостоятельного феодального государства с зачатками буржуазной культуры (позднее европейское Средневековье: прежде всего, Герцогство Миланское, основой которого были именно города Милан и Генуя... ведь Михайла и дед Корней в планах уже видят Ратное основой для города — посады, воинская школа, переходящая в Академию...
Автор на ощупь пытается понять, как могла бы развиться Русь, если бы она смогла пережить феодальный раскол быстрее и легче... а может его бы и не было, если бы утвердилась во власти династия Мономаха...
Роман вообще рассказывает о таких страницах в жизни домонгольской Руси, которые для обычного читателя «терра инкогнита»... но рассказывает не в форме монолога-сказания, как, например, Карамзин в своей «Истории Государства Российского», а форме поиска и диалога, как когда то Платон со своими учениками...
Автор приглашает читателя к поиску...
Причем, не случайно в словах и мыслях Михайлы постоянно появляются аналогии с Россией конца 90-х 20-го века... втор проводит параллели и проецирует состояние России нашей на состояние Руси той... состояние то одинаковое — страна в состоянии распада...
И автор очень ясно показывает, что полумерами не обойтись...
И дед Корней и Михайла понимают, что мало реставрировать Ратнинскую сотню — основу этого маленького родоплеменного государства... да и невозможно (кстати, это и параллель с современной Российской армией)... можно только продлить ее существование, чтобы она дала возможность вырасти чему то молодому... ценой своей медленной смерти сотня должна дать возможность окрепнуть Младшей дружине...
Младшая дружина... се новое... арбалеты, тактика, групповая работа система подчинения — уже не подчинение по принципу «первый среди равных», а четкая субординация... то уже признаки первых профессиональных армий именно Позднего Средневековья...
Это не армия их «трех богатырей» (вспомните былины о нашествии монголов, да хоть «Сказание о Евпатии Коловрате» — один герой-воевода и сражается — Русь элементарно не смогла выставить против монголов организованную и профессиональную военную систему, именно армию), это регулярное и профессиональное соединение, разумеется, для периода перехода от родоплеменного строя к феодализму...
Кстати, тут можно сказать и про Европу того периода, и про рыцарские ордены, аналог которых в начале романа хотел организовать на Руси Михайла...:
К началу 12-го века основные рыцарские ордены Европы уже сформировались, а к 1223 году, когда на Русь пришли монголы и разбили княжеские дружины на р. Калке, ордена тамплиеров или госпитальеров могли бросить вызов любому европейскому государству или союзу государств... эти ордена очень долго держали территории на Ближнем Востоке и справлялись с восточной конницей...
Это уже политические разногласия внутри орденов привели к их ослаблению или уничтожению (орден тамплиеров во Франции в 1307 году)... в начале 13-го века они могли встретить монголов и имели шансы их разбить...
У Руси ничего такого не было...
Другое дело, что создание религиозно-феодального государства с сильной зависимостью от Церкви было дорогой в стагнацию и отставание, что и произошло позднее с католической Испанией... но это уже в 16-м веке...
Вернемся к роману...
Очень интересно автор показывает формирование аристократического рода — рода Лисовинов... формировании рода (я имею в виду все атрибуты власти и положения в иерархии социума) принимают участие старое поколение — дед, в силу своего возрастного авторитета и опыта, и молодое — внук, в силу своей энергии и способности формировать потребность во «власти»...
... поясню...1-е поколение — дед, власть приобрел личной храбростью и удачей, для него она не является традицией...2-е поколение — его сыновья, родились еще в тот период, когда их отец — дед, не являлся главой феода, и они привыкли чувствовать себя еще членами племенной общины с общими правами, ну может чуть большими...
А вот внук уже воспринимает власть и авторитет деда как нечто данное — у него и в мыслях нет что кто то другой может быть «во власти» в Ратном, кроме Лисовинов.... Михайла — первое поколение, родившееся в атмосфере власти... то первый отпрыск с «голубой кровью»...
Автор показывает, как на переломе времен «выпадает» из общественных процессов поколение 30-40-летних (тот же Лавр..., да и Алексей — фигура временная..)
Тоже параллель с СССР-Россией 90-х
...
Автор вообще очень многое описывает применительно к современной России... поэтому не стоит считать роман историко-фэнтэзийным...
Хотя даже как историко-фэнтэзийный он хорош и интересен...
Где еще можно столько узнать про дохристианскую Русь...?
А ведь автор размышляет и о том, что Русь могла пойти по пути язычества... другое дело что этот путь кажется ему тупиковым... о ведь интересно!
...
Я еще много го не сказал и не рассказал...
Книга очень многослойна... в ней много сюжетных линий и исторических параллелей....
...
В общем, рекомендую к прочтению всем: и тем, кому интересна «социальная» фантастика, и кому интересны батальные сцены и исторический антураж, и кто интересуется историей Руси, и всем, всем, всем...
Книга того стоит, поверьте...))))))

© Леонард Поляков, 2009

Новости  |  Библиотека  |  Галерея  |  Гостевая книга