Фантастика┘ В современной литературе
этот жанр ? один из самых, пожа-луй, разноплановых, один из самых сложных,
неоднозначных, ёмких. Этот жанр всегда вызывал наибольшие споры, наибольшие
разногласия читателей. Мнения людей по поводу данного жанра не только
неоднозначны, но и в силу обширно-сти жанра весьма многочисленны и разнообразны.
Согласно словарю Ожегова, фантастика в третьем значении слова ? это ли-тературные
произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события. Хотя,
что касается вымышленных, то таковые же преобладают и в дру-гих жанрах
мировой литературы, а что касается сверхъестественных┘ Хм┘ Та-ковые, пожалуй,
можно встретить не только в жанре фантастики и наоборот, не всегда фантастические
произведения содержат сверхъестественные события (на-пример, в рассказе
"Поезд в тёплый край" С. Лукьяненко их не присутствует в явном
виде вообще).
Так что же представляет собой фантастика?
Как самостоятельный жанр, фантастика окончательно сформировалась и от-почковалась
от остальной литературы примерно в конце XIX ? начале ХХ века. И, пожалуй,
начало её самостоятельного существования следует связывать с та-кими авторами,
как Жюль Верн и Герберт Уэллс. Фантастика "старой школы", как
правило, повествовала либо о технических диковинах (научная фантастика),
либо о сверхъестественных событиях и приключениях (приключенческая фанта-стика).
В более современный период появилась фантастика, к которой наиболее применим
термин социологическая. Родоначальником такого типа фантастики по праву
следует считать Роберта Хайнлайна. Однако и на этом развитие фантасти-ки
не закончилось. На современном этапе в центре внимания писателей-фантастов
оказался человек ? его поступки, мысли, реагирование на ситуацию. Такую
фантастику, пожалуй, можно до некоторой степени назвать психологиче-ской.
Кроме того, в современной фантастике всё большее место занимают исто-рико-философские
вопросы, связанные с дальнейшим развитием человечества, с ролью как человечества
в целом, так и каждого его представителя в отдельности в судьбе окружающего
мира. Так, если в начале своего развития фантастика была "взглядом
в будущее", то сейчас это ещё и взгляд в прошлое, взгляд на то, что
мы сделали, на наши свершения и на наши ошибки, на тот путь, который мы
прошли. И неважно, что не всё было правильно на этом пути, ведь мы всегда
можем оглянуться, увидеть наши старые ошибки и избежать их в будущем.
Отдельным, самостоятельным жанром в фантастике является фэнтэзи, осно-вателем
которого считается Джон Рональд Руэлл Толкиен. Данный жанр являет-ся ретроспективой
жанра сказок и легенд на современном уровне. В целом, фэн-тэзи также являет
собой значительную почву для реализации философских мыс-лей. Наиболее
частой из таких философских тем является тема добра и зла.
Фантастика, как жанр вызывает у людей весьма противоречивые мнения. Наиболее
радикальными и яркими являются с одной стороны, мнение о несо-стоятельности
НЕфантастической литературы в большей её части, с другой сто-роны ? неприятие
фантастики, высокомерное к ней отношение, мнение о ней, как об излишестве.
Что ж, никто не запрещает людям организовывать своё мыш-ление, как им
это нравится и в зависимости от этого использовать фантастиче-ские произведения,
как предметы литературного искусства, или, напротив, ис-пользовать в своём
мышлении лишь точные научные и исторические данные, однако, позволю себе
выделить основные, на мой взгляд, преимущества данного жанра.
Преимуществами современной, психологической фантастики является то, что
героев произведения можно поставить практически в любую мыслимую и немыслимую
ситуацию, что может позволить наиболее ярко прорисовать их ха-рактеры,
образ действий и психологические портреты. Также можно выделить то положительное
качество, что при реализации в произведении каких-либо мо-ральных, философских,
исторических идей, существует широкий спектр воз-можностей при помощи
декораций и масштабности повествования подчеркнуть важность мыслей, придать
им более глубокую атмосферу глобальности. В по-следнее время фантастика
приобретает огромную состоятельность, как инстру-мент донесения до людей
важных философских и историко-философских мыс-лей, моральных и социологических
идей. В сочетании с занимательным сюжетом и талантом автора произведения
этого жанра становятся важной и значительной частью современной литературы,
завоёвывая всё большую популярность и неук-лонно расширяя круг своих читателей
и поклонников.
╘ BUG 25.08.2000
|