BUG

Рецензия к роману Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электрических овцах"

Первое, что сразу поражает в романе ? это мелкие бытовые детали, сразу же уводящие чи-тателя в созданный автором мир. Однако, несмотря на необычность упоминаемых вскользь тех-нологий, они не отдаляют действие романа от читателя во времени, а напротив, затягивают, де-лают читателя частью созданного автором мира, растворяют в нем.
В отличие от фильма, чьим прототипом является роман, в данном произведении события происходят не в период глобального экологического кризиса, а после ядерной войны ? видимо, не слишком масштабной, ? но последствия ее оказались губительными для большинства жи-вотных.
"┘После спешного завтрака ? он потратил на споры слишком много времени ? Рик в пол-ном облачении для выхода из дома, не забыв свинцовый гульфик модели "Аякс" фирмы "Скали-стый берег", поднялся на крышу, где "паслась" его овца. Это чудо техники со стимулированным удовольствием пощипывало траву, втирая очки остальным жильцам дома┘"
Пыль, а не дождь, пыль, убившая животных, ? вот что угнетает, постоянно напоминая о се-бе мутным небом и отсутствием звезд, ? да еще тишина. Мертвая тишина почти пустых зданий, отсутствие птиц и животных снаружи. И не потому ли людям так хочется иметь животное ? ес-ли не настоящее, так хоть электрическое, что они истосковались по своей природе, которую сами же и уничтожили. Кто-то едет на Марс, где бурно идет колонизация, кто-то остается на Земле, рискуя однажды из-за радиоактивной пыли не пройти успешно медицинское обследование и пе-рейти из "регуляров" в "специалы" с полным запретом на потомство, но утерянного уже не вер-нешь. Эта мысль доводит почти до депрессии, но несколько миллионов лет развития берут свое, люди живут, несмотря ни на что, прогресс не останавливается. Андроидам, что используются, как живая сила для колонизации, никогда не достичь такого упорства в выживании ? безвыход-ная ситуация ломает их психику, как щепку. А еще им никогда не постичь чувство эмпатии ? сопереживания, свойственного людям. Почти у каждого человека есть свой генератор эмпатии ? нечто вроде телевизора с эффектом присутствия, где Вилбур Сострадающий ? почти мисти-ческая личность ? вечно поднимается на холм, символизируя собой вечное движение вперед. А убийцы, что в шестнадцать лет отняли у него способность оживлять, нарушая естественный ход вещей, кидают камни в него и в того, кто идет рядом с ним, пользуясь генератором. Синяки и ссадины остаются вполне настоящие. Идя рядом с Вилбуром, люди сливаются чувствами, обме-ниваются радостью и делятся бедами. Возможно, это спасает некоторых от самоубийства в при-ступе депрессии. Как спасает и стимулятор Пенфилда ? радиоэлектронный генератор эмоций.
Второй эпической личностью является Бастер Дружби ? популярный шоумэн, герой из-вестной телепередачи, идущей часов по восемь в день вот уже неизвестно сколько лет. Экстракт всех шоу и всех шоумэнов и диджеев в одном. Является ли он реальной личностью? Пожалуй, в том смысле, в каком может являться личностью постоянно штампуемая серия андроидов.
Главный герой ? Рик Декард ? охотник на андроидов. Увы, на них иногда приходится охо-титься ? тогда, когда они сбегают, убивая своих хозяев. Даже машинам, осознавшим себя, не хочется жить в рабстве. А можно ли считать машиной то, что технически называется "гуманоид-ным роботом"? Иногда трудно смириться с тем, что созданная тобою машина по отдельным па-раметром уже превосходит тебя самого, превращаясь в самостоятельное существо. "Мужество есть лишь у тех, кто ощутил сердцем страх" (гр. "Ария"). Вот потому-то и приходится отправ-лять их на покой, ? расплачиваясь за собственные ошибки. Ощущать результат собственного творчества.
"┘Я помню, какой поднялся крик, когда парни Сандермана выставили напоказ свой старый Т-14, ? это произошло еще в восемьдесят девятом. Не было такого полицейского управления в Западном полушарии, которое не утверждало бы, что ни один тест не поможет установить ис-тинную природу такого мозга в случае нелегального проникновения такого андроида на Землю. И надо признать, тогда они были правы┘"
"┘Но потом Павловский институт в СССР разработал тест на эмпатию, и ни одному из Т-14 не удалось проскочить через него┘"
Ключевым моментом рассказа является новый андроидный мозг ? "Узел-6".
"┘Рик был убежден, что андроид с мозгом такого типа, как "Узел-6", даже превосходил по умственным способностям некоторых людей-специалов┘"
Во время охоты группа сбежавших на Землю андроидов типа "Узел-6" заманивает Рика в ловушку и едва не убивает, но ему помогает выпутаться охотник из другого департамента, куда эти андроиды и внедрились. Начальник полиции департамента ? один из андроидов ? раскры-вает Рику заговор, зная, что тот у него в руках. И подает намек, что их охотник ? Фил Реч ? тоже андроид с ложной памятью. Сам Реч подозревает об этом. Он не уверен в своем происхож-дении.
"┘? Послушайте, Декард,? вдруг обратился он,? После того, как мы устраним Любу Люфт, я хочу, чтобы вы┘ ? его охрипший голос прервался.? Вы понимаете. Чтобы вы провели меня через тест Бонелли или через ваш тест по шкале эмпатии. Я хочу знать, кто я.
? Об этом можно позаботиться и позднее,? уклончиво произнес Рик┘"
"┘? Дело вель не только в системе ложной памяти,? продолжал Реч. ? У меня ведь есть животное, и не электрическое, а настоящее ?белочка. Я очень люблю ее, Декард. Каждое утро я кормлю ее и меняю подстилку ? такую бумагу, знаете, которую кладут на пол клетки. А вече-ром, когда я возвращаюсь с работы, я выпускаю ее на волю, и она прыгает по всей квартире. В клетке у нее есть колесо. Вы когда-нибудь видели, как белка крутится в колесе? Она бежит и бе-жит, а колесо крутится и она остается на месте. Баффи это, кажется, нравится.
Я думаю,? сказал Рик, ? белки не очень умные животные.
Дальше они летели в молчании┘"
Оперную певицу Любу Люфт они устраняли вдвоем.
"┘Люба остановилась у прилавка.
? Послушайте┘? она повернулась к Рику. Краска частично вернулась к ее лицу, и она снова ? пусть ненадолго ? казалась живой. Купите мне репродукцию картины, которую я смотрела, когда вы меня встретили. Ту, где девушка сидит на кровати.
Помолчав, Рик спросил продавщицу, неуклюжую женщину средних лет:
?У вас есть репродукция "Зрелости" Мунка?
? Только в этом сборнике,? ответила продавщица.
Она показала на альбом в блестящем пластиковом переплете.
? Двадцать пять долларов.
? Я беру.
Рик полез за бумажником.
? Наш департаментский бюджет даже за миллион лет не растянуть на┘ ? начал Фил Реч.
? Я плачу свои,? прервал его Рик.
Он передал продавщице банкноты, а книгу вручил Любе.
? Теперь вниз,? обратился он к ней и Филу.
? Это очень мило с вашей стороны,? сказала Люба.
Они вошли в кабину лифта.
? В вас, людях, есть что-то странное и трогательное. Андроид никогда бы так не поступил. ? Она бросила на Реча ледяной взгляд. ? Ему бы это и в голову не пришло. Как он сказал, и за миллион лет.
Она не спускала взгляда с Реча. Теперь взгляд был полон отвращения и ненависти.
? Нет, я в самом деле не люблю андроидов. С тех пор, как я прилетела с Марса, я только и занимаюсь тем, что имитирую женщину, говорила и поступала так, как человек. Я имитировала высшую по отношению к нам форму жизни. Я так считаю.
Затем она обратилась к Речу:
? Разве с тобой такого не было, Фил Реч? Разве ты не пытался┘
? Я больше не могу,? почти крикнул Реч и сунул руку под пиджак.
? Нет,? остановил его Рик, схватив за руку. Тот подался назад, пытаясь освободиться.
? Сначала тест, ? повторил Рик.
Оно же призналось, что оно андроид, ? сказал Реч. ? Чего же мы еще ждем?
? Не стоит делать это только потому, что оно тебя уязвило, ? сказал Рик. ? Дай сюда┘
Он попытался выхватить трубку лазера из пальцев Фила, но это ему не удалось. Реч сделал шаг назад, не спуская глаз с Любы Люфт и поднял лазер.
? Ладно,? согласился Декард.? Устраняй. Стреляй сразу, сейчас. Докажи это твое право.
Он увидел, что Реч собрался так и стелать, и попытался хоть немного оттянуть конец:
? Постой┘
Реч выстрелил. В то же мгновение Люба Люфт в ужасе дернулась в сторону, пригнулась. Луч прошел мимо, но но Реч повел ствол вниз и луч прожег узкую полоску в животе Любы. Она закричала. Она лежала, скорчившись, прижавшись спиной к стене кабины, и кричала.
"Как на той квартире", ? подумал Декард. Он выхватил свой лазер, и крик Любы прервался. Тело перевернулось лицом вниз и замерло.
Рик тщательно сжег лучом альбом репродукций Мунка, который купил несколько минут на-зад. Он сжигал старательно и молча, пока весь альбом не превратился в пепел. Фил Реч поражен-но смотрел на него.
? Вы ведь могли оставить его себе, ? удивился Реч. Он ведь стоил кучу денег┘
? Как вы думаете, у андроидов есть душа?? перебил его Рик. Наклонив голову, Реч недо-уменно посмотрел на него┘"
Фил Реч оказался человеком┘ Пожалуй, некоторых из людей андроиды действительно обошли в развитии.
Однако троих оставшихся Рик все же устраняет вечером того же дня. Как однажды сказал ему Сострадающий, иногда приходится делать то, что тебе не нравится.
"Куда бы ты ни отправился, везде от тебя потребуют поступать плохо, ? пояснил старик. ? Таково фундаментальное условие жизни ? совершать насилие над собственной сущностью. В какой-то момент любому живому существу приходится поступать так. Это неизбежная тень, проигрыш Создателя, проклятие, наложенное на его творения, то проклятие, которое питает жизнь во вселенной".

Прекрасным дополнением к роману "Мечтают ли андроиды об электрических овцах" явля-ется помещенный в том же сборнике рассказ Филиппа Дика "Няня".
Действие рассказа предвосхищает времена, когда компьютеры станут для нас не просто по-мощниками, но друзьями. Когда потеря любимого робота будет означать трагедию, сравнимую с потерей близкого человека. На фоне такой компьютеризации человеческого быта контрастно смотрится преподнесенный автором цинизм и лицемерие отдельных представителей человече-ской расы. Механическая няня в форме приплюснутой сферы становится незаменимым помощ-ником родителей и лучшим другом детей. Однако постепенно выясняется, что по ночам она ку-да-то отлучается, иногда получая при этом повреждения. Причина таких отлучек выясняется весьма трагическим образом.
"┘? Что происходит с нянями, когда они становятся старыми? ? Спросил Бобби. ? Куда они деваются?
? Они попадают в рай.? Джин нежно погладила помятый металлический бок рукой. ? Как и все мы┘"
"┘? Смотри, ? сказала Джин. ? Это Филис Кэсворти. У нее оранжевая няня
? Разве бывают оранжевые няни? ? С отвращением заметил Бобби┘"
"┘? Ее няня больше нашей, ? сказала Джин.
?Действительно, гораздо больше, ? согласился Бобби, шлепнув по зеленому боку. ? Зато наша няня ? добрая и хорошая.
Но их няня не двигалась. Она замерла, глядя на оранжевую няню здоровым глазом.
? В чем дело? ? недоуменно спросил Бобби. ? Что это с ней?
Раздался скрежет шестеренок, и длинные металлические клешни выдвинулись из боковых люков┘"
"┘Зеленая няня двинулась от них, словно не замечая присутствия детей. Оранжевая няня, стоявшая рядом с девочкой на берегу озера, вдруг повернулась и направилась навстречу зеленой няне┘"
"┘Оранжевая няня все приближалась. Она была огромной ? куда больше, чем та модель "Меко", что пришла ночью во двор зеленой няни и теперь лежала с распоротым корпусом под забором, а ее разбитые части валялись вокруг.
Но эта оранжевая няня была самой большой из всех, которые попадались зеленой няне. Она неуклюже двинулась навстречу, затем нерешительно остановилась. Оранжевая няня выдвинула из своего корпуса массивную металлическую руку на длинном стальном тросе. Рука поднялась высоко в воздух и начала вращаться ? все быстрее и быстрее. Зеленая няня попыталась отсту-пить, но замешкалась и ее противница бросилась в атаку.
? Няня! ? закричала Джин, а с берега донесся пронзительный голос маленькой девочки: ? Няня! Няня!
Два металлических тела сплелись в яростной схватке. Снова и снова поднималась тяжелая металлическая рука, обрушиваясь на беспомощный зеленый корпус. По-прежнему светило лет-нее солнце, и волны озера плескались о берег┘"
"Зачем?" ? спросит читатель. И ответ автора будет безжалостен. Конкуренция. Просто кон-куренция и ничего больше. Побеждают только лучшие, новейшие модели. А вот горечь пораже-ния и боль потери остается лишь людям.

Так кто же лучше ? люди, или их творения? И перед кем же, в конечном счете, нам придет-ся отвечать ? перед ними, или перед самими собой?

BACK

Произведения | Публикации | Хроники заседаний | Статьи | Фотохроники | Худ. галлерея | Контакты | Повестки заседаний КЛФ | Пресса о нас | Гостевая книга

copyright (c) MacK, 2003