BUG. Некоторые аспекты социомоделирования в компьютерных играх и фантастических произведениях
Наверное, ни для кого не секрет, что сообщество разумных существ, как единый саморегулирующийся организм, давно и прочно занимает умы многих людей. Особенности формирования сообществ, принципы их развития, пути и закономерности совершенствования управленческих структур, интенсивность развития и конкурентоспособность на фоне остальных сообществ. Разумеется, в своё время эти мысли не обошли и писателей-фантастов. Трудно сейчас су-дить, кому из знаменитых кузнецов "Золотого века" фантастики принадлежит пальма первенства в этом вопросе, однако права основателей "фантастики со-циальной", бесспорно, за ними. И, разумеется, ни один уважающий себя чита-тель просто не может в этой связи не вспомнить такие выдающиеся имена, как Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Артур Кларк и, конечно, Роджер Желязны. И всё же, основоположником "социальной фантастики" принято считать Ро-берта Хайнлайна. Особо в этой связи хочется отметить его повесть "Пасынки Вселенной": На межзвёздном корабле "Авангард", чья экспедиция являлась первой попыткой в истории человечества достичь одной из соседних звёзд, разразился мятеж. Младший механик Хафф попытался захватить власть на ко-рабле. О том, что случилось после, повествует столь же захватывающий, сколь и поучительный сюжет повести. События, проходящие перед читателем, отно-сятся ко времени, гораздо более позднему, чем сам факт мятежа. По мере по-вествования выясняется, что в ходе захвата власти был уничтожен весь инже-нерно-технический персонал, и огромный, полностью автономный корабль, в течение вот уже нескольких человеческих поколений, продолжает по инерции свой путь в условиях┘ религиозно-кастового общества. Особую пикантность придаёт атмосфере произведения исторически обоснованный и смоделирован-ный уклад этого подвергшегося деградации социума. Истина приходит к глав-ному герою повествования с совершенно неожиданной стороны.
Нельзя не обойти стороной и те важные вопросы, которые поставил перед мировой наукой золотой век фантастики. И, конечно же, главнейшим из них явился вопрос о том, какие права и какое отношение к себе будет иметь в че-ловеческом обществе личность искусственная. Неважно, будет ли это клон, или электронный разум. Несомненно одно: миг грядёт. И тот, кому суждено уподобить себя Творцу, будет в ответе и за последствия. Целиком. В полной мере.
Следует также отметить замечательные произведения корифеев фанта-стики более позднего периода. Это, в первую очередь, Урсула ле Гуин и её ли-тературная преемница Элеонор Арансон. Здесь мы можем видеть как внутрен-ние проблемы и аспекты развития различных сообществ, так и сложности, ко-торые возникают на этапе их взаимодействия. Сложности вполне реальные не фантастические. Как пишет Вл. Гаков в своём послесловии к роману Урсу-лы Ле Гуин "Левая рука тьмы", "┘В странных существах-андрогинах ("По-хоже, они результат некоего эксперимента. Сама мысль об этом уже непри-ятна") первые советские читатели романа, надеюсь, не испугались узнать себя┘".
Не обделила фантастическая мысль и политический аспект общественных отношений. Полагаю, читателю вовсе не нужно представлять прогремевший на весь мир, дважды экранизированный роман Фрэнка Херберта "Дюна".
А уж не сказать в этой связи о российской фантастике и вовсе грешно! Вне всякого сомнения, вряд ли найдётся среди городского населения нашей страны человек, не видевший знаменитого фантастического фарса "Кин-дза-дза". Как говорится, "сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!". Замечательны по своей содержательности и глубине также романы супругов и соавторов Дяченко Марины и Сергея. Особо в нашем контексте стоит упомянуть романы "Армагед-дом" и "Пещера". Как в первом (в боль-шей степени), так и во втором затрагиваются исторические аспекты развития общества, межличностных отношений, формирования на этом фоне человече-ской личности, провозглашаются высшие морально-этические принципы. Стоит упоминания также имя, в советской и российской фантастике более чем заметное, вызывающее самые тёплые чувства, наверное, у каждого читателя: Евгений Лукин. Этот вечнозелёный, раскидистый дуб отечественной фанта-стики не перестаёт радовать нас замечательными, "в доску русскими" персо-нажами, искромётным житейским юмором и глубоким ("┘эмпирически то есть, на ощупь!..") знанием человеческой природы.
Однако развитие Человечества на месте не стоит. И сегодня, наряду с ли-тературными и кинематографическими произведениями, всё большую роль в нашей жизни играют произведения интерактивные произведения, в которых можно участвовать самому компьютерные игры.
Вообще говоря, толчком к написанию этой работы послужила фраза, про-читанная автором этих строк в сборнике ╧3 "Лучшие игры для ZX-Spectrum" (те, кто застал рассвет этого компьютера, поймут мои чувства): "В последние годы появились новые станции в форме додекаэдра, поэтому их называют "додо". Это фраза из описания (уже слышу ваш одобрительный вздох, братья по клавиатуре) нашей бессмертной "Elite". С первых строк описания, ещё да-же не сев за компьютер, игрок попадает в мир будущего, со своими нравами, устоями, со своими обычаями и собственной, неповторимой историей. За каж-дой строчкой руководства стоят целые виртуальные эпохи: освоение галактик, развитие межзвёздной коммерции, жестокие войны, безжалостные пиратские рейды, создание единой космической полиции и технологии, технологии, технологии┘ Через страницу описание корабля: истребители, грузовики, скауты, перехватчики┘ Конечно, в играх такого типа говорить о завершённых социальных или политических моделях ещё рано, но уже здесь между строк, или, лучше сказать, "за кадром", просматривается уже не просто рубка кораб-ля, или каталоги рыночных цен на текущей планете, а целый мир, живой и ог-ромный, подчиняющийся своим, пусть условным, но таким же математиче-ским, вероятностным законам, как и наш собственный.
Конечно, приятно почувствовать себя космическим торговцем, могучим колдуном, сказочным богатырём, или даже хранителем и хозяином своего соб-ственного подземелья, полного грозных и жутких тварей, но во всех этих ми-рах взгляд на общество направлен как бы изнутри, в лучшем случае позволяя нам влиять лишь на некоторые (например, экономические) параметры модели. А как насчёт спроектировать модель общества целиком? С учётом экономиче-ских, политических, внешнеполитических аспектов. И не только спроектиро-вать, но и направлять его историческое развитие от палеолита и до эры косми-ческих полётов, проверить свою модель на конкурентоспособность среди по-добных же сообществ, в условиях внешней политики и экономики. О да, я го-ворю о незабвенной CIVILIZATION. И всех её последователях и предшест-венниках. Жанр "глобальная пошаговая стратегия". Разумеется, многие пара-метры развиваемого игроком общества условны, а порой и несколько утри-рованы, но ведь разработчики не ставили себе целью создать социологический симулятор, а лишь создать достаточно обширный и не слишком сложный плацдарм для применения стратегических способностей игрока. Урезанный вариант такого моделирования представляет собой жанр стратегии в реальном времени. Как правило, такие игры акцентированы на военно-тактическое и экономическое мышление игрока.
С развитием коммуникационных технологий расширяется и плацдарм для социологических исследований. Появляется возможность для игроков пробо-вать свои силы, состязаясь с новыми соперниками в Интернете. А развиваю-щиеся информационные технологии ещё более расширяют эти перспективы. Так, например, если в описанной выше игре "Elite" действие происходит в ми-ре, полностью смоделированном на компьютере, то современные ролевые иг-ры населены уже вполне реальным обществом, состоящим из живых игроков, или, если быть уж совсем точными, из их персонажей. И каждый сам создаёт своему персонажу репутацию, каждый волен быть тем, кем он хочет: блюсти-телем порядка, честным землепашцем, или же злобным разбойником. И статус его в обществе определяется уже не количеством совершённых им добрых или злых дел, а тем высшим регулятором, который действует в самом, что ни на есть, реальном гражданском обществе: общественным мнением.

BACK

Произведения | Публикации | Хроники заседаний | Статьи | Фотохроники | Худ. галлерея | Контакты | Повестки заседаний КЛФ | Пресса о нас | Гостевая книга

copyright (c) MacK, 2003