Бушмин Виктор. Должок

Стук в дверь. Я открыл. На пороге стоял невысокого роста старичок.

- Чего надо? √ спросил я.

- Вы Шобкин Александр Вл.?

- Владимирович, - поправил я и добавил. √ Абсолютно точно, это я и есть.

- Вам телеграмма, - продолжал старичок безразличным голосом. √ Потрудитесь расписаться.

- Хорошо, - и я безропотно принял из его рук карандаш и листок, поставил подпись и вернул всё обратно.

Забрав свои причиндалы, старичок, ни слова не говоря, развернулся ко мне спиной и направился к лифту. Затем нажал кнопку вызова. Дверь открылась. Он вошёл и погружённый в себя ткнул кнопку этажа крючковатым пальцем. Как ни странно, но лифт, вместо того, чтобы поехать вниз, поднялся наверх. Я наблюдал за этим по циферблату над дверью в шахту. ╚8 √ 9 √ 10 √ 11 √ 12 √ 13 √ 14 √ 15 √ 16╩ Хм, что ему там делать? Я подождал ещё немного, но лифт не возвращался.

Внезапно циферблат взбесился и начал отсчитывать с первого этажа. ╚3 √ 4 √ 5 √ 6 √ 7 √ 8╩┘ ╚Дзынь!╩ Моему удивлённому взгляду предстала моя соседка, Виктория Алексеевна.

- Здравствуйте!

- Здравствуй, Саша! Чего это ты здесь в неглиже, босиком. Смотри, не простудись┘, - она прошла мимо меня в свою дверь. Только тут я заметил, что стою в шортах у лифта и удивлённо таращусь на циферблат.

Тьфу ты, елиподова мать, - чертыхнулся я и вернулся к себе.

Не читая, я кинул телеграмму на журнальный столик и развалился в кресле. Да, дела!┘┘.. Ну да Гейтс с ним! Я встал. Надо за хавчиком сбегать. Одеваясь, я посмотрел на себя полгода назад, на фотографию, сделанную в каком-то кафе. Здоровый лось с безмятежным выражением лица, русоволосый и даже с целыми зубами┘

- Дожили┘ - подумал он, взглянув в зеркало. - И откуда появились эти морщины на лбу? Что-то я в последнее время слишком много думаю. Наверно, это наследственность┘

- Размышляя о тяжкой своей судьбине, я поспешил выбраться поскорее из этого двухкомнатного оформленного в модерновом стиле каменного мешка посреди города. А утро продолжалось┘ Выйдя, я вспомнил, что так и не прочел злосчастную телеграмму.

- Возвратился домой я уже подзатарившийся, таща на себе сумки с разной снедью. Сложив все у двери, я разулся с твердой уверенностью, что придется засовывать все это в холодильник. Утренняя телеграмма попалась мне на глаза.

- ╚Ваш родственник зпт Шобкин ИС трагически скончался тчк прошу вас срочно прибыть город Н. зпт Н-ской области зпт вступить наследство имуществом тчк

- Душеприказчик Шобкина ИС Семен Пантелеевич Ляхс╩.

Интересное послание. Никогда не слышал, чтобы у меня был в Н-ске родственник. Но судя по фамилии умершего, это действительно так. Говорят, в Н-ске хороша природа, пожалуй, съезжу, отдохну. Без особых размышлений я взял все свои только что закупленные продукты и отправился на вокзал. Там, купив билет до Н-ска, пошатался несколько часов, ожидая отправления поезда, и в назначенное время вошел в свое купе. К моему счастью, вместе со мной в течение двух дней никого не было. Изредка садились какие-то незнакомые люди, которые, впрочем, быстро меня покидали. Да еще симпатичная проводница заходила на пару чашек чая, поболтать.

Прибыв на место, я не удивился, когда увидел перед собою захолустную платформу. Она была вровень с землей, и явно построена не в этом веке. Отовсюду слышался шепот хвойного леса из сосен и елей. С одной стороны убегала в даль песчаная дорожка, вилась между деревьями куда-то. Да тут, действительно, природа √ отпад, интересно, есть здесь что-нибудь кроме нее?

Пока я шел по дорожке, мне встретилось огромное множество диких животных: то лосиные рога покажутся, то заяц припрыгает, а то и белку заметишь. Это все замечательно, но где же город? Словно отвечая на мой вопрос, впереди послышался шум автострады и гомон тысяч людей.

Странно, почему я до сих пор не заметил этих звуков.

Поглядев назад, я увидел, что лес будто замыкается за мной.

- Ни фигово! - только и вырвалось у меня.

Но чудно: шум и гам я ощущаю, но до города так и не добрался┘

Развязка случилась самым неожиданным образом. Продираясь через густой кустарник (дорогу я, зазевавшись по сторонам, потерял), я зацепился за что-то сумкой. Что-то не отпускало. Непонятно, она же почти пустая. Я решил идти по пути наименьшего сопротивления и полез освобождать свой багаж. Вырвав свое добро у кровожадного куста, я обнаружил, что сумка стала тяжелее килограмма на четыре √ пять. Осторожно я расстегнул молнию-застежку, и вдруг оттуда выпрыгнул огромный рыжий кот. Слишком много свежего воздуха, - подумал я. Между тем, котяра обиженно мякнув, поспешил прочь. Собака! √ окрестил я его.

Дернув сумку за лямку, я шагнул┘ но врезался лбом в стену. Эта оказалась шумозащитная ограда. За ней гудели моторы и шелестели покрышки мчащихся автомобилей.

- Надо же, какая же забота! Даже стеночку поставили! Тут город или заповедник, в конце концов!

- Город┘- ответил голос. Обернувшись, я увидел пожилого мужчину среднего роста с черной бородой в виде лопаты. Он был одет в серую тройку, а на ее шее болтался со вкусом подобранный галстук.

Ну, явно, это не грибник┘ Тем паче √ не лесничий. Но незнакомец прервал мои размышления, произнеся:

- Здравствуйте, господин Александр Владимирович, я √ Семен Пантелеевич.

- Ляхс?

- Совершенно верно, Александр Владимирович┘

- Зовите меня просто Шурик, - ответил я, отвечая на рукопожатие и еще не совсем отойдя от потрясения. √ Вы, я так понимаю, душеприказчик моего родственника Шобкина И.С.?

- Ивана Соломоновича┘ - поправил он. - Да, он самый!

- Мы вдвоем пошли вдоль стены и вскоре оказались посреди улицы.

- Где это мы? √ спросил я.

- Это улица Привокзальная, - ответил он, почесывая бороду. Заметно, - подумал я.

Улица была не очень широкая, но прямая как стрела. Всюду виднелись признаки привокзальности, то есть везде валялись, либо аккуратно были сложены предметы, утащенные с железной дороги. В тех местах улицы, где благодаря дождям, тысяча ног и сотням колес образовались ямы и трещины, после дождя превращавшиеся в болото, лежали шпалы. Время от времени я натыкался на вросшие в землю огромные болты. То тут то там виднелись заборы, где вместо калитки стояла дверь пассажирского вагона.

- Весело тут у вас, - заметил я.

- Куда уж веселей. Что ни день то праздник, что не выходной √ пьянка, - участливо ответил Ляхс.

- А куда мы так долго добираемя? √ забеспокоился я после полутора часовой ходьбы по городу и осматривания местных достопримечательностей. Кладбища, например┘

- Я веду вас в дом Ивана Соломоновича. Одной из его последних просьб было позаботиться о том, чтобы вы хорошо здесь отдохнули. Воздух-то какой! √ он воздел руки к небу, пытаясь обнять его, но ничего не вышло┘

- Дышится легко и свободно, несмотря на трассу┘

- Это просто лес близко.

- Скоро уже? - я начал уставать.

- Да мы собственно пришли.

- Это здесь? √ удивился я.

- Да.

- У меня не хватило поначалу слов ответить.

- Ляхс привёл меня на Привокзальную улицу, к дому, где мы уже останавливались. Я почувствовал себя идиотом.

- Вы издеваетесь надо мной?

- Ничуть┘ - он видно хотел замять это щекотливое дельце.

- Что это значит?!

- Видите ли, меня попросила подержать вас на улице, поводить по окрестностям хозяйка, вдова усопшего, Зинаида Васильевна. Она хотела прибрать в доме к вашему приезду┘ и проститься с вещами мужа.

- М-да┘ Хорошее у вас гостеприимство.

- Я повнимательней разглядел стоящий передо мной домик. Ничего примечательного, дом как дом. Обыкновенный представитель частного сектора в бывшем социалистическом городке, где пытались выстроить коммунизм. Из общей толпы его выделяли лишь крыша, покрытая черепицей, обветшалые резные узоры вокруг окон и особым ароматом. От него веяло древностью.

- А сколько лет этому сараю, - небрежно бросил я.

- Точно никто не знает┘ Лет двести, может, больше┘ Он здесь ещё стоял, когда село было. А город недавно отмечал ста семидесяти пятилетие со дня основания. Здесь жило много поколений Шобкинцев. Старше этого дома в городе нет, разве что соседний. Они строились одновременно. Там кто только не жил, но сейчас он идёт под снос. Недавно горел.

- А что случилось?

- Да разное говорят. Кто √ бандитские разборки, кто √ хулиганство, а некоторые считают, что и приведения. Кстати, Иван Соломонович умер благодаря этим слухам, по его словам призрак перешёл в его дом и не давал ему житья.

- А как доктора объяснили причину смерти?

- Как обычно, инфаркт миокарда┘ - с этими словами Ляхс прошёл в калитку, мне показалось, за мной кто-то наблюдает, и я поспешил за ним в полной растерянности от его рассказа. Какие привидения? Бред всё это┘

В дверях нас встретила запыханная хозяйка.

- Ах, батюшки светы, приехал родненький. Что же я дура глупая в дверях вас держу, проходите, гости дорогие, будьте как дома┘

- Да не забывайте, что в гостях! √ сказал, выходя, видимо, с кухни с бубликом в руке туповатый на вид детина. Он дико заржал, развеселённый своей шуткой.

- Господи, когда же это кончится? За что мне наказания-то такие? Чем провинилась перед тобою, грешная? √ всплеснула руками, Зинаида Васильевна. И, поправив чёрный платок на голове, она принялась выталкивать детину из сеней. √ Уйди отседа, Колька. Не видишь, горе у людей. У одного тебя дурака никаких проблем. Столько дел┘ А я одна┘ И ведь никто палец о палец┘ Во все дырки┘ Верчусь, как белка в колесе┘ Ты опять самогон лакал, алкаш? √ принюхалась она к притихшему Кольке. √ А ну, пшёл отседова, пока прихватом не схлопотал! √ она занесла руку для подзатыльника, но Кольки уже и след простыл.

- Кхм┘ - обратил на себя внимание Ляхс.

- Ой, простите, ради Бога, Семён Пантелеевич! √ опомнилась вдова.

- Ничего страшного. Вот, прошу любить и жаловать, Шобкин Александр Владимирович. На этом моя миссия закончена. Позвольте откланяться, сказал он, расшаркиваясь.

- Я вас без чашки чая не отпущу┘ - заупрямилась женщина.

- Нет, увольте┘ Большое спасибо, но не могу┘

- Жаль┘ Так вы хоть на днях заходите, поболтаем, - попросила она.

- Всенепременно, - пообещал он. √ До свидания, молодой человек, приятно было с вами познакомиться, - мы пожали друг другу руки. √ До свидания, - он вышел за калитку.

- Занятой. Добрая душа. Так мне помог, так помог, я бы без него и за век бы не управилась. Как покинул меня мой друг сердешный так прям хоть из дому беги┘ Ведь всё на мне, всё на мне┘ - начала она причитать. Я понял, чем это кончится, поэтому поспешил её успокоить:

- Всё будет путём, Зинаида Васильевна. Не волнуйтесь. А где, кстати, мне располагаться?

- Да вот комната, завсегда здесь гостей укладываем. Тут вона шкаф для бельишка, если что. Там вон комод бабушкин. Кровать очень удобная, так бы лежала и не вставала, чисто пух, - суетилась она, помогая мне раскладывать вещи.

- Я сам, - попытался было я взять инициативу на себя.

- Да куда уж тебе, Сашенька. Пока разберёшься, а я ведь быстро раз-раз┘

- Спасибо, - только и смог ответить я.

- Всегда пожалуйста. Ты уж не побрезгуй Сашенька, попей с бабушкой чайку.

- С удовольствием┘

Если бы я знал, чем кончится это чаепитие, я бы рванул оттуда, забыв про вещи.

Неожиданности начались сразу же. Зинаида Васильевна поставила мне большую кружку чаю.

- С липой! √ восхитился я.

- Да и с мёдом, - добаила она, доставая банку мёда.

Я потянулся к сахарнице (зачем она мне нужна, если мёд есть). Та была интересной системы. На крышке имелось подобие трубки, как на бутылках в баре. Из неё высыпалось ровно чайная ложка сахарного песка. Я наклонил сахарницу вертикально вниз. Ничего не произошло. Хоть бы крупинка упала! Пришлось ударить по донышку. Опять ничего┘ я боролся с сахарницей около трёх минут, после чего, плюнув, поставил её на стол. Стал намазывать на белый хлеб мёд. Внезапно сахарница взмыла в воздух и от души бухнула мне полчашки сахару.

Я поперхнулся┘ Оглянулся в поисках шутника, но сзади, спиной ко мне суетилась только Зинаида Васильевна. Шуточки┘ Я потянулся к печенкам и приподнялся со стула, взял охапку мучного и┘ сел. Вернее попытался┘ На самом деле упал на пол, ударившись больно копчиком.

Огляделся. Стул оказался в другом углу кухни, а Зинаида Васильевна как-то странно на меня смотрела.

- Кто стул убрал? √ подозрительно посмотрел я на неё.

- Не знаю голубчик, я здесь сидела, а ты как грохнулся, я уж подумала, не убился бы┘

Мы допили чай в молчании. В смысле я молчал. А вдова беспрестанно болтала. Про всё, что приходило в голову. Ничего сверхъестественного больше не случилось, за столом, по крайней мере┘

После продолжительного чаепития, больше похожего на обед, я отправился в нужник, а Зинаида Васильевна принялась стряпать пироги.

Хотя дом Шобкиных стоял не на самой окраине города, удобства находились во дворе. Я прошёл небольшим огородом к ╚кабинке мысли╩. Подойдя поближе, я учуял противный запах прорвавшейся канализации. Сердце ёкнуло. Я открыл дверь и┘ чуть в дерьме не утоп. Всё это добро так и пёрло из дыры в сиденье. С воплем я бросился обратно в дом. Забежал на кухню, затоптав полы, кое-как объяснил ситуацию хозяйки. Она, охая и ахая, поспешила за мной.

- А я-то думаю, куда пачка дрожжей делась? √ переживала вдова. Я к тому времени тоже понял причину бедствия. √ Ну, Колька, я тебе задам, паршивец этакий. Ты у меня получишь на орехи! √ серчала Зинаида Васильевна.

С этими словами она принялась убираться. И на моих глазах минут через пятнадцать всё было приведено в первоначальный вид. Золотые у неё руки. Сам я не полез, признаюсь, побрезговал.

Мы вернулись в сени, где переоделись, после грязной работы. Зайдя на кухню, оба открыли рты┘ Тесто было вывалено на пол. Часть её, скатанная в шарики, парила в воздухе. Как будто кто-то невидимый жонглировал ими. Заметив, что они не одни, шарики устремились с огромной скоростью в нашу сторону┘ Мы еле успели пригнуться. Мне-то ничего, а вот Зинаида Михайловна еле распрямилась.

Я помог ей натереться пчелиным ядом и уложил.

- Ох, нечистый это. Сходи к Таньке-знахарке┘ Через два дома здесь. Она поможет. А я отлежуся, - она повернулась к стенке. Добавила. √ Пока ты не приехал, такого не было.

В задумчивости я покинул её, быстро нашёл знахарку. Больше не по приметам, а по запаху. От её жилища за пятьсот метров несло разными травами.

Я постучался. Мне не ответили, хотя за дверью кто-то суетился. Я постучал снова. Дверь распахнулась. В проёме показалось лицо пожилой женщины в очках. На вид она √ физик-ядерщик или математик, но никак не знахарка.

- Здравствуйте, заходите, - пригласила она. И не успел я рта раскрыть, как выдала. √ Позолоти ручку, всё скажу, касатик, что было, что будет, кто тебе проблемы создаёт┘ - и она посмотрела на меня, словно чего-то ждала в ответ.

- А, что? √ я очнулся от потрясения, потом до меня дошло, сто от меня хотят. Пошарил по карманам, выгреб, сколько было, и протянул ей.

- Спасибочки, - и мой наличный капитал исчез в недрах её поясной сумки. √ Проходите.

Она проводила меня за стол. Круглый такой огромный стол, застеленный бархатной тяжёлой скатертью. Комната √ типичное жильё учёного мужа, разве что по стенам висели гроздья и пучки засушенной травы.

- Знаю, что тревожит тебя. Предупрежу сразу, ничего страшного┘

- Что значит ╚ничего страшного╩, я еле хожу!

- Могло быть и хуже. Дай-ка карты раскину, - она достала потрёпанную колоду. √ Сними-ка, - протянула мне колоду. Я повиновался. √ Хм┘ Так и есть. Дух это неспокойный. Предок соседа вашего, чей дом погорел┘ От него небось и погорел. Не даёт ему что-то уйти. Долг какой-то. Что-то он не успел сделать, когда жил, вот тебя и беспокоит.

- Можно его как-то утихомирить? √ спросил я спокойным тоном.

- А как же┘ Успокой, и он сгинет!

- И всё?

- И всё!

- Спасибо! √ я резко встал и выбежал за дверь, чертыхаясь. Утихомирить. Как его утихомирить? При чём тут я? Ох, влип┘

Меня уже не удивило, что, когда я вошёл в дом, там всё было кувырком. В воздухе носились предметы, одежда, посуда┘ Вдова отважно отбивалась метлой от медного чайника┘ Он напирал, если бы я не вмешался, может и победил бы. Но мой пинок навеки успокоил жестянку.

- Ну, что? √ с надеждой спросила она.

- Успокоить его надо. Должны мы ему чего-то. Отдать надо.

- Дык, чего же? Пусть всё берёт окаянный┘ Я уже за батюшкой собралась бежать┘ - она осторожно присела на стул, вокруг, как бабочки, носились газеты.

- Может, с ним поговорить? √ подумал я вслух. √ Эй ты! Тебе чего надо? Денег? Мы найдём! Золотишко? А пошёл ты┘ Может шмотки┘ - мне никто не отвечал. Я сорвался. √ Твою мать, ты ответишь или нет, тварь безтелая┘ - видимо я его задел, так как в меня полетела кастрюля, я с трудом увернулся. √ Что мы тебе должны? Причём тут Я?

- Долг, - ответил раздирающий сердце голос. Я чуть штаны не запачкал. Еле на ногах устоял.

- Какой, к дьяволу, долг? Ничего мы тебе не должны, ты же умер давно┘ - голос повторился. В нём чувствовался могильный холод и отголоски отчаянья.

- Слушай, - осенило меня, - давай я тебе пивом отдам┘ Универсальный способ, всегда срабатывает!

- Пиво!!! √ радостно взвыл голос, и тут такое началось┘

Из ниоткуда пошёл дождь. Липкий и пахнущий хлебом. Из-под дверей забили потоки жидкости. Через некоторое время, мы барахтались по шею в пиве. Холодное, чёрт┘ Может, мы бы и погибли так, но на наше счастье, дверь открылась и нас вынесло во двор. Последнее, что я помнил это радостно удивленное лицо Кольки и мой крик:

- Ха-ха! Он пиво должен был! Это он нам должен был!

Больше ничего не помню. Очнулся уже в больнице с воспалением лёгких. Больница-то наша┘ Как я здесь оказался? Не важно, я жив, здоров и пива на всю жизнь нахлебался┘

╘ Бушмин Виктор, 2001

BACK

Произведения | Публикации | Хроники заседаний | Статьи | Фотохроники | Худ. галлерея | Контакты | Повестки заседаний КЛФ | Пресса о нас | Гостевая книга

copyright (c) MacK, 2003