Бушмин В.В., Советская фантастика 20-х - 70-х годов

Это не авторская работа, а скорее компиляция, материал содран из пары вступительных статей каких-то древник сборников фантастики


Фантастика! Сколько у неё приверженцев и любителей и сколько вызывает она споров! Но это и хорошо! Хуже, если бы она оставляла читателей равнодушными. В том её прелесть, что она заставляет думать, мечтать, по-иному смотреть вокруг: порой из загадочной мглы будущего, порой из обострённой обстановки сегодняшнего дня или из глубин прошлого.
Фантастическая литература, как и всякая художественная литература, - зеркало действительности. Но зеркало волшебное, способное не только увеличивать изображение, но и показывать жизнь в движении, в развитии или с неожиданной стороны. В литературе фантазия независимо от воли автора отражает то, что он видит вокруг. Фантазия лежит в основе всякого творчества.
Фантастика должна затрагивать все струны сердца. Писатель-фантаст, пожалуй, обязан быть внимательным и к творению рук человеческих и к миру нерукотворному с его картинами планетарных стихий, с пейзажами, сиянием всполохов и полётом радуг. От фантаста чаще всего требуется умение одинаково свободно живописать ╚миофибриллы╩ [МИОФИБРИЛЛЫ (от мио... и новолат. fibrilla ≈ волоконце, ниточка), сократимые волокна (диаметр от 0,5 до нескольких миллимикрон) в протоплазме сердечной и поперечнополосатых мышц. Состоят из белковых нитей ≈ протофибрилл.]человеческой души, вечно молодую не умирающую природу и откровения науки.
Особенность фантастики советского союза 20-х √ 40-х годов это поиск осуществления мечты, которая доступна лишь сильным и оптимистичным людям.
Прогрессивная Россия сразу заметила, что в первой русской социалистической утопии, обращённой к будущему, прогресс научно-технический не мыслится без прогресса социального. Роман Н. Чернышевского ╚Что делать?╩ во многом задал тон и определил главное направление русской фантастики. Она стремительно начала переворот от утопии к науке. Тем не менее ещё даже не поняв всего значения фантастики в жизни общества, противники и сторонники социализма соревнуются в создании утопий и антиутопий. Роман Замятина ╚Мы╩ ╚объявил революционное учение последним нумером, пределом общественного развития. Личность человека растворилась в некоем ╚интеграле╩ народа╩. Один издатель написал, что автор проявил непонимание соотношения ╚я╩ и ╚мы╩ при социализме. Роман вышел за границей в 1925 году. Написан достаточно профессионально и сразу замечен врагами социализма. Многие фантасты разразились повестями и романами направленных против революционных идей. Таких писателей называли врагами, не печатали у нас.
Лучшими в то время назывались произведения фантастов, проектировавших мировое будущее с оптимистичной энергией созидания.
Один из видных фантастов как это ни странно был российский учёный К. Циолковский. Он создал в подтверждение своей теории путешествия человечества в космосе повести, такие как: ╚На луне╩, ╚Изменение относительной тяжести на Земле╩, ╚Грёзы о Земле и Небе╩, ╚Вне Земли╩. ╚Хочу быть Чеховым в науке, писал он, - в небольших очерках, доступных подготовленному или неподготовленному читателю, дать серьезное логическое познание наиболее достоверного учения о космосе╩. К. Циолковский видел успех научной фантастики в тесной связи с жизнью. В своей повести ╚Вне Земли╩ автор посылает нескольких учёных в космос, и те там обустраиваются и создают себе счастливое житьё в эфирном пространстве. На Земле же в ту пору уже идёт 2017 год. Все живут безбедно, без войн и конфликтов. Как видим, социально-историческая мысль Циолковского была достаточно оптимистична. И пусть художественные достоинства были на уровне Чеховских достижений в науке, стало очевидным, что создан прочный мост от стихийной мечты к точным расчётам. А это означало, что у фантастики появилась твердая основа, опираясь на которую можно и нужно исследовать в художественной форме самые серьезные, самые злободневные естественнонаучные и социальные проблемы.
О прекрасном, справедливом мире Гонгури мечтает юный Гелий √ герой повести В. Итина ╚Открытие Риэля╩. Гелий приговорен к расстрелу белогвардейцами. С ним в камере сидит врач Митч, участник революции 1905 года. Зрелое поколение первой революции встречается с юностью Октября в трагической ситуации. Гелий просит усыпить его, чтобы хоть во сне побывать в мире более совершенном. И перед взором его проходят картины красивого, справедливого мира Гонгури, где он перевоплощается в местного учёного Риэля. Когда он проснулся его расстреляли. Тесное переплетение фантастики со злободневной действительностью закономерно. Судьба Гелия, рядового солдата революции, была характерна для молодёжи того времени. Молодой В. Итин относился к поколению революционных романтиков.
Торжество мира славит в своём творчестве также А. Платонов. Его герои фанатики труда. Сам писатель был разносторонне развит и трудолюбив. Рассказ ╚Потомки Солнца╩ √ составная часть фантастической трилогии, в которую вошли также рассказ ╚Лунная бомба╩ и повесть ╚Эфирный тракт╩. Инженер Воргулов ╚был когда-то нежным, печальным ребёнком, любящим мать, родные плетни, и поле, и небо над всеми ими╩. Его влекла ╚песня звёзд╩, он видел ╚чистые, голубые, радостные сны╩, рос и набрался сил. Но ему пришлось по заданию мировой общественности начал перестройку планеты Земля. Все работали в поте лица. Переделав земной шар, он принялся за преодоления ╚составления Вселенной╩ для создания с помощью ультрасвета иной Вселенной, заставил человечество ╚жить как в урагане╩, и сам погиб от этого. Идеал ╚новорождённого╩ социалистического человека оказался весьма далёким от совершенства. И всё же со временем именно романтика, фантазирование на основе реального опыта помогли А. Платонову отойти от наивного противопоставления природы и техники. Он пришёл к единственно верному: ╚Красота √ все дни и все вещи, а не одна подземная и недоступная, гордая┘ она всегда в душе моей╩. Фантастика помогла писателю найти верные ориентиры в литературе. Трилогия, рождённая ╚на заре туманной юности╩, стала прекрасным прологом ко всему творчеству А. Платонова, его ╚прекрасному и яростному миру╩.
В военные годы неодолимой верой в торжество Добра со Злом, жизнью над смертью во имя будущего были проникнуты фантастические произведения другого основоположника советской литературы, Всеволода Иванова. Бурная и смелая фантазия писателя раскрылась уже в автобиографическом романе 30-х годов ╚Похождения факира╩. Как ╚выдумщик╩ он предстал в повести ╚Возвращение Будды╩, где легенды смело вторглись в жизнь.
Свою фантастику Вс. Иванов создавал в тяжёлое для страны время. Шла война. Погибал цвет русской нации, других народностей. Разруха и смерть казались беспредельными, но наш народ смело шёл к победе. В одном из рассказов ╚Опаловая лента╩ беспощадную, ╚священную народную войну╩ с ╚империей зла╩ √ германским фашизмом писатель считал гуманизмом, а героизм советских солдат √ высшим его проявлением. Он писал: ╚Русский человек, будучи едва ли не самым фантастичным в мире, предпочитает считать себя реалистом╩. Мысль Вс. Иванова о фантастичной реальности красной нитью проходит через весь его ╚фантастический цикл╩.

Когда говорят о фантастике 50-х √ 70-х годов, нередко уточняют, что отсчёт нового этапа в его развитии следует вести от романа Ефремова ╚Туманность Андромеды╩, опубликованного в 1957 году. Именно вторая половина этого десятилетие ознаменовалась приходом в научную фантастику поколения писателей с новым миропониманием, поставивших в своём творчестве новые проблемы. На смену технической, узконаучной фантастике пришла, если так можно выразиться, фантастика футуристическая; главным предметом её сделалось конструирование различных моделей будущих общественных отношений и человеческих взаимосвязей.
Молодёжная проза сделала обывателя своей излюбленной мишенью. К живой действительности он имел отдалённое отношение. В плакатном образе мещанина персонировался весь набор отрицательных качеств, которые надлежало вывести за пределы сознания нового человека √ того, что должен был населить предстоящее безоблачное будущее. Слабость художественных средств молодой литературы состояли в прямом родстве с одновременностью недавних произведений бесконфликтной прозы. В полном соответствии с их нехитрыми рецептами конструировались образы противников передового мироощущения. Самый простой способ возвеличивания настоящего √ унижение прошлого. Этот приём был долгое время излюбленным инструментом создания ╚хрустальных дворцов╩ мечтателей. Именно в нетерпеливом желании придать больший масштаб созданиям собственной фантазии один из истоков антиисторизма.
Наиболее характерные черты фантастике на данном периоде можно рассматривать в произведениях, посвящённых путешествиям во времени, - они циничны по своей сути, ибо всякая эпоха наделяет прошлое и будущее определёнными плюсами и минусами. Известны в истории культуры периоды благоговения перед прошлым, знаем мы и о временах полного её отрицания. Но на каждом витке развития человечество отрицало или благоговело по-разному.
В повести Геннадия Гора ╚Странник и время╩, написанной в 1961 году, герой попадает в 23 век и обнаруживает, что облик людей будущего изменился √ они стали благообразнее, увереннее в себе, держатся с особым достоинством, их жилища свободны от имущества, всякая вещь возникает по мановению сил науки. А дети их воспитываются в интернатах. Ещё и полвека не минуло, а как изменилась система ценностей. Жилища нам представляются как нечто до последней ниточки знакомое, обжитое, собственными руками обставленное, а о том, чтобы детей воспитывало государство даже речи не идёт.
Становясь далеко не безоблачным настоящим, ещё не так давно казавшееся таким светлым будущее всё теснее связывалось в сознание людей с ранее неведомыми проблемами √ нарушением экологического баланса, нарастанием негативных явлений в социальной и экономической жизни.
Повесть Сергея Абрамова ╚В лесу прифронтовом╩ - показательная для прозы молодых писателей 70-х годов. Автор настаивает на духовном родстве поколений, воззрениях молодёжи. Молодые 70-х не знают нужды, хорошо образованны, жизненный опыт их слагается из других впечатлений. Неизменно лишь самое существенное: способность к самопожертвованию, твёрдая вера в идеалы общества. Современные мальчишки ничем не лучше и не хуже их сверстников из далёкого 1942-го √ это доказывается всем ходом повествования.
Обострение экологических проблем дало новый импульс поискам точной координаты на оси времени. И фантастика, как и литература в целом, сыграла свою роль в борьбе против сыто-потребительского отношения у природе. Излюбленная писателями-фантастами тема Контакта с инопланетными цивилизациями пережила в годы борьбы за Байкал существенные изменения √ встреча с иными мирами всё чаще оказывалась чреватой непредсказуемыми последствиями.
Характерная особенность фантастики 50-х √ 70-х годов √ растущая тревога перед лицом дегуманизма научно-технического прогресса. Контроль над человеческой психикой √ тема многих произведений этого периода. Рассказы ╚Уравнения Максвелла╩ Анатолия Днепрова, ╚Рэм и Гений╩ Дмитрия Жукова, ╚Тревожных симптомов нет╩ Ильи Варшавского исследуют ситуации, в которых личность приносится в жертву рационалистически понимаемой идее пользы. В пору, когда эти рассказы писались, такие проблемы ещё не обсуждались в литературе других жанров, и здесь авангардная роль фантастики не подлежит сомнению.
Говоря прежде всего о социальной роли фантастики, хотелось бы тем самым выделить её место среду других жанров литературы. Преимущественная миссия художественного осмысления итогов и перспектив развития человека и общества, которую осуществляет научная фантастика, - основа высокого её престижа у читателей.
Постоянное увеличение числа поклонников этого жанра литературы обусловлено и ростом мастерства отечественных авторов фантастических произведений √ на протяжении нескольких десятилетий происходило неуклонное наращивание их художественного потенциала. Если в 50-х годах фантастика часто обходилась довольно скудным словарём, тяготела к отработанным сюжетным линиям, то с течением времени палитра её обогатилась, писатели стали решать и чисто художественные задачи.
Фантастику двух рассмотренных периодов, конечно же, роднит друг с другом вера в будущее, в торжество разума, в неисчерпаемость познания┘

(с) Бушмин В.В., 2001
BACK

Произведения | Публикации | Хроники заседаний | Статьи | Фотохроники | Худ. галлерея | Контакты | Повестки заседаний КЛФ | Пресса о нас | Гостевая книга

copyright (c) MacK, 2003