Михаил Рощин. Доклад на тему...

Николай Данилович Перумов, известный петербургский писатель-фантаст, является одним из первых толкинопоклонников в нашей стране. Ещё будучи студентом кафедры биофизики Политехнического института, он серьезно "заболел" Толкиеном несколько раз к ряду прочитав "Властелин колец" и даже сделав свой перевод "Сильмариллиона". Собственно, именно с этого момента и началась его писательская карьера. По ходу перевода, растянувшегося без малого на три года, рождались - пока бессистемно, - собственные фрагменты, наброски, варианты. Вот из них-то в 1987 году начало рождаться "Кольцо Тьмы", работа над которым растянулась на долгие пять лет. А в 1993 году, "в прекрасный весенний день, когда ничто не предвещало опасности", в свет вышла первая книга этой трилогии, вызвавшая бурное удивление и не менее бурное негодование со стороны толкиенистов - фундаменталистов и целый поток домыслов и предположений. Как он мог покуситься на святыня святых? И никто не подумал, что "Кольцо Тьмы" не продолжение "ВК", а новое самостоятельное произведение. Пусто и в толкиеновском мире, пусть с толкиеновскими героями, но замысел совершенно иной.
В отличии от "ВК" "КТ" - произведение, не обусловленное ни религиозной идеей, ни религиозным чувством. Это во-первых. А во-вторых, и это самое главное, протест, и именно из чувства протеста Перумов написал эту книгу. Восстание на несвободу, на предопределенность, на саму судьбу, в конце концов.
Но как бы там ни было, роман из-под пера, то бишь "клавы" Перумова вышел незаурядный, стразу занявший свое место в мощной когорте отечественных фантастических произведений. А уж о том, что после его выхода каждый мало-мальски подкованный в этом вопросе человек кинулся писать фэнтези, и говорить не приходится. И ничего, что это фэнтези зачастую не интересное, и не такое уж и "фэнтезийное"; главное, много, и это главное!
А Перумов меж тем продолжал работать. В 1991 году он задумывает ряд новых произведений под общим названием " Летописи Хёрварда". Первый роман этого цикла - "Гибель Богов" - писался долго, с сентября 1991 по весну 1993 года. Второй - "Воин Великой Тьмы" - наоборот, был буквально "выстрелен" за каких-то три месяца 1993 года. И, наконец, работа над третьим - "Земля без Радости" - продолжалась с осени 93 по весну 95. В этой трилогии полностью проявилась та энергия протеста или отрицания, которая свойственна автору. И если в "Кольце Тьмы" Перумову постоянно приходилось оглядываться на "ВК" и "Сильмариллион", а также всяческие иные приложения, то в "Летописи Хёрварда" он развернулся вовсю. И у него получился такой отличный от всего остального мир, что невольно привлекает к себе внимание. И опять, в центре всего сюжета один момент, или одна, как говориться, "фишка" - восстание. Восстание на запрет - это Ракот, повелитель Тьмы, восстание на приговор - это Хедин, познавший Тьму, и, на конец, просто восстание - это Хрофт, отец Дружин, целью которого была месть за многовековое унижение. В романе отражено столько судеб, столько деяний, за которыми стоят не просто люди, но Личности, - что делает его по-настоящему фундаментальным произведением.
Следом за "Кольцом Тьмы" и "Летописями Хёрварда2 последовали роман "Черная кровь" (в соавторстве с С.Логиновым), романы из цикла "Техномагия" - являющиеся смелым творческим экспериментом в жанре "Science Fantasy", а также роман "Алмазный меч, Деревянный меч" в двух книгах, роман "Рождение мага", первый из новой трилогии "Хранитель мечей", и, вышедший совсем недавно, роман "Дочь Некроманта".
Все эти произведения закрепили за Н. Перумовым позицию ведущего отечественного фэнтезиста и одного из самых издаваемых авторов России.
В чём же привлекательность романов Н. Перумова? В умении выстраивать динамичный сюжет? В детальной прорисовке вторичных миро? Несомненно, всё это составляющие писательского успеха. Но существует ещё одна деталь, о которой хотелось бы сказать Фэнтезизийным мирам свойственно мифологическое мышление и мышление единства. Отчасти это мышление религиозно. Романы Н. Перумова на первый взгляд консервативно традиционно соответствуют канонам жанра фэнтези. Но это не совсем так. Естественонаучное образование отразилось на мировоззренческих позициях писателя В идеалистический фэнтезийный мир он привнёс сомнение в абсолютности высших сил. Сам писатель так объясняет свою позицию: "Человеку, в принципе, не нужны никакие боги и силы. Люди прекрасно обойдутся без них". Питерский автор, в отличие от большинства авторов фэнтези, следует традициям скорее рыцарского романа, нежели мифологическим. "Сам, опираясь только на собственные силы, человек мог достичь очень многого". Любая из его книг - о личностной свободе. В самой широкой трактовке. Он отстаивает возможность и необходимость человека на самоопределение перед государством, перед богом.
Что же касается Высших сил, фигурирующих в романах писателя: "Я исследую закономерности поведения нечеловеческих сил, которые наделены сверхвозможностями". Опять же стремление объяснит природу таинственного является нетипичным для жанра фэнтези. Нередко Н. Перумов занимается не только созданием новой мифологии, сколько демонофологизацией старых и новых миров.
И, напоследок, я хотел привести собственное Перумовское определение "фэнтези". "Под фэнтези я понимаю строго определенный род произведений, это средневековый мир, в ходу мечи и прочее холодное оружие, вовсю колдуют маги, а где-то на горизонте смутно вырисовываются фигуры всесильных (или не очень) властительных богов".
И следуя этому определению, слегка страдающему описательными дефинициями, Перумов из года в год творит свой, ни на что не похожий, мир, где есть место каждому.


┘от 24.03.2000 г.
Рощин М.

BACK

Произведения | Публикации | Хроники заседаний | Статьи | Фотохроники | Худ. галлерея | Контакты | Повестки заседаний КЛФ | Пресса о нас | Гостевая книга

copyright (c) MacK, 2003